a6ceabdc     

Толстой Лев Николаевич - Кому У Кого Учиться Писать, Крестьянским Ребятам У Нас Или Нам У Крестьянских Ребят



Л.Н.Толстой
КОМУ У КОГО УЧИТЬСЯ ПИСАТЬ,
КРЕСТЬЯНСКИМ РЕБЯТАМ У НАС
ИЛИ НАМ У КРЕСТЬЯНСКИХ РЕБЯТ?
В 5-й книжке "Ясной Поляны", в отделе детских сочинений, напечатана по
ошибке редакции "История о том, как мальчика напугали в Туле". Историйка эта
сочинена не мальчиком, но составлена учителем из виденного им и рассказанного
мальчикам сна. Некоторые из читателей, следящие за книжками "Ясной Поляны",
выразили сомнение в том, что действительно ли повесть эта принадлежит ученику.
Я спешу извиниться перед читателями в этой неосмотрительности и при этом
случае заметить, как невозможны подделки в этом роде. Повесть эта узнана не
потому, что она лучше, а потому, что она хуже, несравненно хуже всех детских
сочинений. Все остальные повести принадлежат самим детям. Две из них: "Ложкой
кормит, а стеблем глаз колет" и "Солдаткино житье", печатаемое в этой книжке,
составились следующим образом.
Главное искусство учителя при изучении языка и главное упражнение с этою
целью в руководстве детей к сочинениям состоит в задавании тем, и не столько в
задавании, сколько в предоставлении большего выбора, в указании размера
сочинения, в показании первоначальных приемов. Многие умные и талантливые
ученики писали пустяки, писали: "пожар загорелся, стали таскать, а я вышел на
улицу", - и ничего не выходило, несмотря на то, что сюжет сочинения был
богатый и что описываемое оставило глубокое впечатление на ребенке. Они не
понимали главного: зачем писать и что хорошего в том, чтоб написать? Не
понимали искусства - красоты выражения жизни в слове и увлекательности этого
искусства. Я, как уже писал во 2-м номере, пробовал много различных приемов
задавания сочинений. Я задавал, смотря по наклонностям, точные,
художественные, трогательные, смешные, эпические темы сочинений, - дело не
шло. Вот как я нечаянно попал на настоящий прием.
Давно уже чтение сборника пословиц Снегирева составляет для меня одно из
любимых - не занятий, но наслаждений. На каждую пословицу мне представляются
лица из народа и их столкновения в смысле пословицы. В числе неосуществимых
мечтаний мне всегда представлялся ряд не то повестей, не то картин, написанных
на пословицы. Один раз, прошлою зимой, я зачитался после обеда книгой
Снегирева и с книгой же пришел в школу. Был класс русского языка.
- Ну-ка, напишите кто на пословицу, - сказал я.
Лучшие ученики - Федька, Семка и другие навострили уши.
- Кто на пословицу, что такое? скажите нам? - посыпались вопросы.
Открылась пословица: ложкой кормит, стеблем глаз колет.
- Вот, вообрази себе, - сказал я, - что мужик взял к себе какого-нибудь
нищего, а потом, за свое добро, его попрекать стал, - и выйдет к тому, что
"ложкой кормит, стеблем глаз колет".
- Да ее как напишешь? - сказал Федька, и все другие, навострившие было
уши, вдруг отшатнулись, убедившись, что это дело не по их силам, и принялись
за свои, прежде начатые, работы.
- Ты сам напиши, - сказал мне кто-то.
Все были заняты делом; я взял перо и чернильницу и стал писать.
- Ну, - сказал я, - кто лучше напишет, - и я с вами.
Я начал повесть, напечатанную в 4-й книжке "Ясной Поляны", и написал
первую страницу. Всякий непредубежденный человек, имеющий чувство
художественности и народности, прочтя эту первую, писанную мною, и следующие
страницы повести, писанные самими учениками, отличит эту страницу от других,
как муху в молоке: так она фальшива, искусственна и написана таким плохим
языком. Надо заметить еще, что в первоначальном виде она была еще урод



Содержание раздела