Толстой Лев Николаевич - Почему Христианские Народы Вообще И В Особенности Русский Находятся Теперь В Бедственном Положении
Лев Толстой
Почему христианские народы вообще
и в особенности русский находятся теперь
в бедственном положении
Люди мирно живут между собой и согласно действуют только тогда, когда
они соединены одним и тем же мировоззрением: одинаково понимают цель и
назначение своей деятельности.
Так это для семей, так это и для различных кружков людей, так это для
политических партий, так это для целых сословий и так это в особенности для
народов, соединенных в государства.
Люди одного народа живут более или менее мирно между собой и отстаивают
дружно свои общие интересы только до тех пор, пока живут одним и тем же
усвоенным и признаваемым всеми людьми народа мировоззрением. Общее людям
народа мировоззрение выражается обыкновенно установившейся в народе
религией.
Так это было всегда и в языческой древности, так это есть и теперь и в
языческих, и магометанских народах, и с особенной ясностью в самом древнем и
до сих пор продолжающем жить одной и той же мирной и согласной жизнью народе
Китая. Так это было и среди так называемых христианских народов. Народы эти
были внутренне соединены той религией, которая носила название христианской.
Религия эта представляла из себя очень неразумное и внутренне
противоречивое соединение самых основных и вечных истин о жизни человеческой
с самыми грубыми требованиями языческой жизни. Но как ни грубо было это
соединение, оно, облекаясь в торжественные формы, долгое время отвечало
нравственным и умственным требованиям европейских народов.
Но чем дальше подвигалась жизнь, чем больше просвещались народы, тем
все очевиднее и очевиднее становилось внутреннее противоречие заключающееся
в этой религии, ее неосновательность, несостоятельность и ненужность. Так
это продолжалось веками и в наше время дошло до того, что религия эта
держится только инерцией, никем уже не признается и не исполняет главного
свойственного религии внешнего воздействия на народ: соединения людей в
одном мировоззрении, одном общем всем понимании назначения и цели жизни.
Прежде религиозное учение это распадалось на различные секты, и секты
горячо отстаивали каждая свое понимание, теперь этого уже нет. Если и
существуют различные секты между разными охотниками словопрений, никто уже
серьезно не интересуется этими сектами. Вся масса народа - как самые ученые,
так и самые неученые рабочие не верят уже не только в эту когда-то двигавшую
людьми христианскую религию, но не верят ни в какую религию, верят, что
самое понятие религии есть нечто отсталое и ненужное. Люди ученые верят в
науку, в социализм, анархизм, прогресс. Люди неученые верят в обряды, в
церковную службу, в воскресное неделание, но верят как в предание, приличие;
но веры, как веры, соединяющей людей, движущей ими, совсем нет, или остаются
исчезающие остатки.
Ослабление веры, замена или скорее затемнение ее суеверными обычаями и
для масс и рационалистическое толкование основ веры высшими учеными классами
происходит везде: и в браманизме, и в конфуцианстве, и в буддизме, и в
магометанстве, но нигде нет того полного освобождения народов от религии,
какое произошло и с необыкновенной быстротой происходит в христианстве.
Затемнение основ веры суеверными толкованиями и обычаями есть общее
всем религиям явление. Общие причины затемнения основ веры заключаются,
во-первых, и главное, в том, что всегда именно непонимающие люди желают
толковать учение и своими толкованиями извращают и ослабляют его; во-вторых,
в том, что большинство ищет видимых форм проя